Что делать, если у ребенка запор


Дети часто сталкиваются с запорами или синдромом раздраженного кишечника. Это очень неприятные состояния, которые возникают из-за нарушения работы пищеварительной системы. Часто ребята стесняются сказать родителям о проблемах и могут страдать от запоров долгие месяцы. Мы советуем почаще спрашивать у ребенка, как он себя чувствует. Так вы не просто проявите заинтересованность, но и сможете вычислить проблемы со здоровьем на ранних стадиях.
Итак, вы выяснили, что ваше чадо страдает от запора. Что же делать?

Будьте готовы, что вылечить запор непросто. Обычно эта проблема требует системного подхода. Вам предстоит не только скорректировать рацион ребенка, но и наладить режим дня или научить его справляться со стрессом.
Лечение хронических запоров у детей требует комплексного подхода, включающего не только медицинскую терапию, но и родительскую поддержку и участие. Дети с хроническими запорами могут испытывать физический дискомфорт, а также эмоциональные и социальные проблемы, влияющие на их настроение, поведение и успеваемость в школе.
Узнайте, что такое запор
Запоры у детей возникают, когда толстая кишка функционирует неправильно.
Как это проявляется?
- Ребенок редко ходит в туалет «по-большому» или совсем не делает это длительное время.
- Ребенку больно во время дефекации.
- Стула мало, он сухой и твердый.
- Ребенок не ощущает, что полностью опорожнил кишечник.
Каловые массы формируются в толстом кишечнике. Он похож на букву «П». У детей старше 3 лет длина всей толстой кишки в среднем от 1 до 1,5 метров. Каловые массы формируются из непереваренных остатков пищи. Этот процесс включает частичное обезвоживание этих остатков и движения кишки, которые формируют и выталкивают каловые массы наружу. В значительной части каловых масс содержится огромное количество микроорганизмов. Согласно данным микробиологов, в 1 грамме кала здорового человека обнаруживается от 30 до 40 миллиардов микроорганизмов.
Запор возникает, когда в процессе формирования каловых масс что-то идет не так. В этом случае непереваренные остатки пищи не выходят из организма. Длительная задержка каловых масс у ребенка может привести к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что негативно влияет на весь организм. У детей могут возникать головные боли, повышенная утомляемость, сниженный аппетит и нарушение сна. Они становятся раздражительными, плачут чаще и иногда становятся «неуправляемыми». Если стул отсутствует в течение нескольких дней, ребенок может испытывать резкую боль в животе, рвоту и повышение температуры тела.
Определите причину запора
Конечно же, предпосылки заболевания определит врач и последнее слово за ним. Тем не менее, мы рекомендуем родителям поразмышлять над причинами нарушения работы кишечника у ребенка. Так вы предоставите специалисту полную и структурную информацию о течении болезни. Рассказываем, что может нарушить работу кишечника вашего ребенка.
Главная причина запоров — неправильное питание. Чаще всего запоры возникают у детей, которые не получают достаточное количество клетчатки. Дело в том, что грубоволокнистая клетчатка — это главный стимулятор перистальтики. Иными словами, это вещество запускает сокращения кишечника. Клетчатка содержится во множестве продуктов:
- овощи,
- фрукты,
- грубые сорта хлеба,
- серые сорта круп.
Проверьте рацион вашего ребенка и определите, достаточно ли в нем клетчатки.
Другое нарушение режима питания возникает, когда ребенок пьет мало воды. Помните, что детям стоит пить до 2-х литров воды, в зависимости от возраста и веса.
Как помочь ребенку не забывать пить воду?
- Убедитесь, что ребенок легко может добраться до воды: например, ему не нужно кипятить ее или доставать с верхней полки.
- Подарите ему красивую бутылочку любимого цвета.
- Разнообразьте вкус воды: вы можете добавить в бутылочку апельсины, лимоны, огурцы или веточку розмарина.
- Предложите ребенку установить на смартфон приложение, которое напоминает выпить воды.
Второй фактор развития запоров — малоподвижный образ жизни. Из-за такого режима физической нагрузки мышцы передней брюшной стенки работают недостаточно. Эти мышцы играют важную роль в стимуляции кишечной перистальтики. Обычно от сидячего образа жизни страдают старшеклассники, когда начинают готовиться к экзаменам и проводят целые дни за учебниками. Напоминайте ребенку время от времени делать перерывы на прогулки или простые упражнения. Помните, что малоподвижный образ жизни влияет не только на здоровье кишечника, но и на весь организм в целом.
Другая причина нарушения работы кишечника — стресс-реакции. Состояние нервной системы ребенка играет важную роль в регуляции перистальтики толстой кишки. Напряжения в школе, ссоры с одноклассниками, волнения перед контрольными — все это влияет на общее состояние нервной системы вашего ребенка, а это приводит к нарушениям функции толстой кишки. Решение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях, дополнительная помощь психоневролога, благоприятно влияют на течение заболевания и помогают в регулировании функции кишечника.
Нормализуйте работу кишечника
Многие родители не считают пищевые рекомендации очень важными и хотят мгновенного решения проблемы запора с помощью новых препаратов. Но вот загвоздка: таких препаратов, которые быстро избавляют от запора, на самом деле не существует! В основном, проблемы с двигательной функцией толстой кишки связаны с нарушениями в питании.
Измените рацион ребенка. Постарайтесь добавить больше овощей, которые содержат грубую растительную клетчатку и пектины — это вещества, которые помогают стимулировать работу кишечника. Вот некоторые примеры овощей: морковь, свекла, цветная и брюссельская капуста, тыква, кабачки, патиссоны, сливы, бахчевые культуры. Помните, что огурцы, помидоры и яблоки содержат меньше клетчатки. Важно, чтобы овощи и фрукты составляли не менее 50-60% ежедневного рациона и можно их есть как свежими, так и приготовленными.
Во время обеда предложите ребенку овощные салаты, винегреты, пюре. Их можно приправить растительным маслом или легким майонезом, чтобы они были вкусными. Жирные соусы и сметану лучше избегать, так как жиры могут замедлить работу кишечника. Сметану можно добавлять в овощные или крупные супы.
Педиатры рекомендуют добавить в меню ребенка пшеничные отруби. Это ценное природное средство, которое получают при измельчении зерна.
- Отруби являются мощным стимулятором кишечной перистальтики, то есть они способствуют нормальному движению пищевых масс в кишечнике.
- В отрубях содержится значительное количество витаминов группы В, которые благоприятно влияют на все органы и системы организма, особенно на центральную нервную систему.
- Отруби помогают выводить из организма токсины и аллергены. Их использование может быть полезным в комплексном лечении различных аллергических заболеваний.
- Отруби способствуют снижению уровня холестерина в организме, что помогает предотвратить развитие атеросклероза.
Помните, что употребление пшеничных отрубей должно быть систематическим и включено в общий пищевой рацион. Рекомендуется консультироваться с врачом или диетологом, чтобы определить оптимальное количество отрубей и их сочетание с другими продуктами.
Убедитесь, что ребенок каждый день употребляет кисломолочные продукты. Это могут быть простокваша, ряженка, варенец или кефир. Особенно полезно их употреблять утром натощак и перед сном. Некоторые из этих продуктов могут содержать бифидобактерии, которые благотворно влияют на состояние нашей кишечной микрофлоры.
Добавьте в меню ребенка пробиотики. Пробиотики — это препараты, которые содержат полезные бактерии. Они не нарушают работу нашей кишки и помогают нормализовать состояние кишечной микрофлоры. Мы рекомендуем принимать «Биовестин» и «Биовестин-лакто».
«Биовестин» — это жидкий концентрат полезных бактерий. Он состоит из молочной эмульсии и полезных микроорганизмов, которые поддержат кишечник вашего ребенка во время запора и помогут быстрее выздороветь. У этого препарата почти нет противопоказаний и его можно применять с первых дней жизни.
Подробнее о том, как давать «Биовестин» детям, мы рассказали в материале «Из чего состоят «Биовестин» и «Биовестин-лакто» и сколько их можно хранить».